Как открыть ломбард с нуля: пошаговый бизнес-план

В периоды кризиса в различных странах начинают активизироваться такие заведения, как ломбарды. В непростое экономическое время владелец ломбарда, наоборот, преуспевает. Вместе с этим, такое направление бизнеса является несколько специфическим, а также подразумевает некоторые риски. Насколько выгодным является ломбард как бизнес? Рассмотрим для примера бизнес-план подобного заведения.

Тип заведения

Ломбард – это заведение, обладающее правом предоставления ссуд населению, под залог движимого имущества. Движимое имущество бывает разным, соответственно и ломбарды подразделяются на несколько видов:

  • Скупка золота и ювелирных изделий. Ювелирному ломбарду не требуется помещение большой площади. Проблемой при открытии подобного заведения станет оформление разрешительной документации.
  • Ссуды под залог бытовой техники.
  • Скупка антиквариата. В таком ломбарде в качестве залога принимают старинные и коллекционные изделия, которые действительно представляют ценность. Это могут быть картины, сувениры, награды.Для оценки изделий требуется грамотный и высококвалифицированный специалист.
  • Автоломбард. Такое заведение все больше привлекает предпринимателей процентной ставкой. Сложностью при открытии автоломбарда является необходимость места под стоянку.

Как любой бизнес, ломбард обладает плюсами и минусами. Чтобы умело справиться с недостатками того или иного направления ломбардной деятельности, необходимо иметь четкую пошаговую инструкцию, раскрывающую производственный, маркетинговый и финансовый план заведения.

Регистрация бизнеса

Юридическая форма бизнеса - ЗАО либо ООО
Юридическая форма бизнеса — ЗАО либо ООО

Юридическое оформление ломбарда предполагает открытие ООО или ЗАО, при этом название организации обязательно должно включать само слово – «ломбард». Система налогообложения – общая.

Перед тем, как открыть ломбард по скупке золота, или любой другой вид ломбарда, будущему владельцу предстоит собрать множество разрешительной документации. Список необходимых справок и разрешений разнится в зависимости от направления деятельности предприятия, а также от конкретного региона. Можно выделить стандартный перечень документов, которые требуются практически с любого предпринимателя:

  • документы о постановке на учет в комитете финансового мониторинга;
  • сертификаты на каждого, из сотрудников;
  • лицензия на ведение деятельности и прочие разрешительные документы;
  • при скупке золота и ювелирных украшений необходимо получить документы о точности весов;
  • разрешение на торговлю ювелирными изделиями;
  • свидетельство о постановке на учет в пробирной палате.

Выбор помещения

В вопросе выбора помещения стоит опираться на проходимость и доступность. Хорошо если заведение будет размещено вблизи крупных торговых или бизнес-центров, оживленных улиц, транспортных узлов. Ломбард должны замечать с улицы, в противном случае важно побеспокоиться о броской вывеске или указателях.

Перед тем, как открыть ломбард бытовой техники, стоит подумать о необходимости помещения под склад. Это же касается и антикварного ломбарда. Автоломбард потребует наличия стоянки, которая будет защищена системами безопасности и сотрудниками охраны.

Режим работы

Режим работы ломбарда
Режим работы ломбарда

Идеальный график для такого бизнеса, как ломбард – круглосуточный. На начальном этапе это едва ли будет оправданно, поэтому специалисты советуют придерживать 12-часового графика с 11 до 23 часов. Открывать заведение в утренние часы нецелесообразно.

Оборудование

Список необходимого оборудования зависит от направления деятельности ломбарда. Так, для оценки ювелирных изделий потребуется иметь под рукой специальные весы, реагенты и инструменты. Для открытия автоломбарда подобное оборудование не закупают, а приглашают при необходимости стороннего специалиста со своими инструментами.

Приведем перечень тех предметов, без которых не обойдется любой ломбард:

  • торговое оборудование – полки и витрины, мебель для посетителей, стенд для размещения информации;
  • компьютер и прочая оргтехника – МФУ, модем для доступа в интернет, телефон.

Вопросы безопасности

Тревожная кнопка
Тревожная кнопка

Необходимо помнить, что ломбард – это желанная добыча для злоумышленников. В ломбарде хранятся не только деньги, но и ценные предметы, поэтому помещение должно быть оборудовано в соответствии со стандартами безопасности для такого рода предприятий. Обязательно наличие сигнализации и тревожной кнопки. В помещении устанавливается металлическая дверь, на окнах – решетки.

Обеспечить защиту не только от преступников, но и от недобросовестности персонала помогут камеры видеонаблюдения и специальное программное обеспечение с ведением записи. Это дорогое оборудование, поэтому при отсутствии достаточного капитала на первое время можно обойтись обманками. Их вид отпугнет воров и будет предостерегать персонал.

Услуги ломбарда

В список стандартных услуг такого заведения, как ломбард, входит скупка ценностей. Взамен принятых товаров специалист ломбарда предлагает денежные ссуды под определенный процент. Владельцу заведения предстоит предлагать клиентам программы с различными условиями и диапазонами процентных ставок.

Каждая сделка сопровождается составлением залогового билета, который является бланком строгой отчетности. Стоит помнить, что существуют пороги сумм сделок, по достижению которых предприниматель обязан известить службы финансового мониторинга.

Если заложенная вещь не выкупается в установленные сроки, то она реализуется. Реализация предметов роскоши стоимостью более 20 тыс. рублей происходит с открытого аукциона, где выкупить предмет способен любой желающий.

Персонал ломбарда

Оценщики должны иметь опыт работы
Оценщики должны иметь опыт работы

При подборе персонала для ломбарда любого типа требуется отдавать предпочтение опытным и грамотным оценщикам. Им необходимо разбираться в тех предметах, которые заведение принимает в залог. Особое внимание стоит уделить таким качествам, как честность и ответственность.

Помимо оценщиков, такому бизнесу, как ломбард, требуются кассиры и продавцы. В небольшом заведении все функции по обслуживанию клиентов способен взять на себя один опытный специалист. Ломбарду, который принимает в залог крупногабаритные предметы, необходим грузчик – один или несколько.

Возвращаясь к вопросу о безопасности заведения, стоит вспомнить о необходимости охранника. Такой сотрудник может состоять в штате, либо быть нанятым в специализированном агентстве.

Предпринимателю предстоит исполнять обязанности генерального директора. В его задачи входит решение административных вопросов, улаживание вопросов с налоговыми органами и прочими службами, контролирующими деятельность организации. Задачи по составлению бухгалтерской отчетности и ведению книг учета предстоит выполнять сотруднику, нанятому на постоянной основе или по договору аутсорсинга.

Реклама

В бизнес-план ломбарда требуется включить расходы на рекламу и продвижение. Презентабельный внешний вид помогут создать собственный логотип заведения, а также индивидуальный дизайн помещения.

Разместить информацию об открытии ломбарда можно в интернете. Для этого большинство предпринимателей пользуется бесплатными методами, включающими продвижение через группы в соцсетях. Распространить информацию о фирме можно путем раздачи флаеров и визиток неподалеку от заведения.

Общие расходы и окупаемость

Открытие ломбарда требует значительных капитальных вложений
Открытие ломбарда требует значительных капитальных вложений

Выгодно ли открыть ломбард? Вопрос о прибыльности заведения по скупке ценностей не имеет однозначного ответа, так как окупаемость ломбарда зависит от ряда факторов. В их числе удачное расположение помещения, грамотное распределение расходов, процентные ставки по ссудам и эффективность рекламной компании. Существенно повлияет на доходы квалификация сотрудников ломбарда.

Тем не менее, предпринимателю необходимо составить финансовый бизнес-план предприятия, который поможет проанализировать его материальные возможности и оценить приблизительные сроки окупаемости фирмы. В качестве примера приведем список расходов и доходов ломбарда, ориентированного на скупку ювелирных украшений:

Таблица. Капитальные расходы

Расходы Сумма
Регистрация бизнеса 20 000 руб.
Ремонт помещения 100 000 руб.
Оборудование 400 000 руб.
Фонд для выдачи ссуд 10 000 000 руб.

Итого, капитальные расходы превышают сумму в 10,5 млн. рублей, из которых большая часть предназначения для предоставления ссуд клиентам в обмен на ценности. Помимо этого, предпринимателю предстоят ежемесячные расходы:

Таблица. Ежемесячные расходы

Расходы Сумма
Аренда От 40 000 руб.
Заработная плата Около 300 000 руб.
Услуги охраны 160 000 руб.
Реклама 40 000 руб.
Налоги Около 100 000 руб.

Итого, ежемесячные траты составят не менее 640 тыс. рублей. Для того, чтобы предприятие достигло точки безубыточности и начало приносить прибыль, необходимо обслуживать не менее 45 клиентов в день в течение 3-6 месяцев. При более низкой посещаемости в этот период результатом становится закрытие более 30% ломбардов.

Окупаемость бизнеса – от 1,5 до 3 лет. Средняя рентабельность – 15%. Рентабельность может достигать и 30-40%, но это зависит от различных факторов, ситуации с конкурентами и эффективности распределения расходов.