Свой бизнес: открываем хозяйственный магазин

Такой бизнес, как магазин хозтоваров, сегодня является не самым востребованным. Причина этого заключена в его невысокой перспективности. Небольшие торговые точки выглядят несолидно по сравнению с крупными гипермаркетами, в которых представлен более широкий ассортимент товаров.

Но, все же, неэффективным и неприбыльным такой бизнес назвать нельзя. Спрос на хозяйственные товары первой необходимости будет всегда, соответственно, покупатели у магазина найдутся. Грамотный подход и четко составленный бизнес-план хозяйственного магазина позволят новичку начать свое дело и преуспеть.

Юридические нюансы и документальная база

Если планируется открытие сети торговых точек, то необходимо регистрировать ООО
Если планируется открытие сети торговых точек, то необходимо регистрировать ООО

Зарегистрироваться предпринимателю проще как ИП. Такая форма организационно-правовой деятельности позволяет вести дела без дополнительных затрат на бухгалтера, так как можно отчитываться перед налоговой службой по патентной системе.

Регистрация ООО потребует больших затрат и бумажной волокиты, но она необходима если владелец планирует открыть сеть розничных магазинов.

Выбор кодов деятельности

При выборе кода ОКВЭД стоит учитывать покупательский спрос и сезонность некоторых товаров. Поэтому, прежде чем принимать решение, стоит внимательно отнестись к анализу рынка в городе и изучить спрос в выбранном районе. Для открытия магазина хозтоваров можно заранее выбрать следующие коды, которые в дальнейшем серьезно сэкономят время предпринимателя:

  • 52.44.2 – торговля розничными товарами, такими, как посуда, керамические изделия, ножи, изделия из фарфора, стекла, фаянса.
  • 52.48.31 – торговля товарами бытовой химии, моющими средствами, отделочными материалами;
  • 52.46.6 – садовый инвентарь и дачное оборудование;
  • 52.47.3 – канцелярские изделия;
  • 52.42.6 – носки, чулки, гольфы;
  • 52.48.39 – торговля прочими непродовольственными товарами, которые не попадают в другие группы товаров.

Некоторые группы товаров требуют специального разрешения или сертификатов на торговлю. К подобным продуктам относятся легковоспламеняющиеся хозтовары, например, лак для волос. Сертификаты можно получить только после проверки СЭС и пожарной инспекцией арендованного помещения.

Как выбрать помещение

Перед тем, как открыть магазин хозтоваров, стоит проанализировать предполагаемый район для размещения точки. Правильный выбор помещения в дальнейшем обеспечит эффективность продаж. Основное условие – расположенность вблизи скопления жилых домов и при максимальной удаленности от конкурентов. Центр города для магазина хозтоваров – неверный вариант.

Арендовать помещение можно как в магазине, так и в отдельном помещении. Оптимальным вариантом станет аренда площади в крупном продовольственном супермаркете шаговой доступности в спальном районе. Требуемая площадь – не менее 30 квадратных метров.

Если стартовый капитал позволяет арендовать большую площадь, то полезно будет разделить магазин на зоны: отдел для садоводов, посуда и кухонные принадлежности, бытовая химия и так далее. Также крупной торговой точке пригодятся складское и подсобное помещения. Место работы кассира оптимально расположить у выхода.

Оборудование для магазина хозтоваров

Оборудование для магазина
Оборудование для магазина

Эксперты подсказывают, что организация торговли в виде магазина самообслуживания позволяет повысить продажи. Поэтому, в качестве оборудования для открытия магазина хозтоваров, потребуются:

  • прилавки открытого типа;
  • торговые сетки и крючки для расположения продукции на стене;
  • стеллажи и полки;
  • муляжи видеокамер, либо настоящие видеокамеры, если площадь магазина превышает 40 квадратных метров;
  • стойка кассира и кассовый аппарат

При необходимости, дополнительно устанавливают тревожную кнопку. Витрины и стеллажи лучше купить с зеркальными стенками, это поможет продавцам.

Ассортимент и услуги

При выборе ассортимента товаров важно ориентироваться на целевую аудиторию. В хозяйственном магазине чаще отовариваются замужние женщины либо пенсионерки. Рассчитывать на мужскую аудиторию не стоит, поэтому «мужской» товар не должен обильно занимать полки.

Основной ассортимент должен составлять:

  • кухонные принадлежности и посуда;
  • инструменты и наборы инструментов, расходные материалы для ремонта;
  • садовый инвентарь и инструменты;
  • хозяйственные товары – для уборки и прочих бытовых нужд.

В зависимости от времени года на полки выставляются различные сезонные мелочи:

  • Новогодние аксессуары – игрушки, елки, мишура. По аналогии можно готовиться к любому празднику.
  • Товары для сезонного отдыха, например, летом продают мангалы, решетки барбекю и складные кресла.

Персонал хозяйственного магазина

Продавец должен иметь опыт работы, чтобы при необходимости проконсультировать покупателя
Продавец должен иметь опыт работы, чтобы при необходимости проконсультировать покупателя

Небольшое помещение на первоначальном этапе не требует присутствия нескольких продавцов, достаточно одного человека в рабочей смене. Можно нанять двух продавцов и установить график работы в режиме день через день, или неделя через неделю. Для повышения эффективности продаж можно назначить премию за достижение какой-либо отметки, либо установить зависимость размера заработной платы от количества проданной продукции.

В обязанности продавца входит консультация и отпуск товара. Также продавец должен грамотно выкладывать продукцию на полках, быть коммуникабельным, уметь подобрать товар согласно потребностям клиента.

При расширении бизнеса стоит нанять большее количество продавцов, в качестве консультантов. Их задача – постоянное присутствие в торговом зале, наблюдение за покупателями с целью обеспечения помощи в выборе товара, а также предотвращения воровства.

Продвижение бизнеса

Магазин хозяйственных товаров не нуждается в рекламе в СМИ. Средства из бюджета на рекламу стоит потратить на вывеску и распространение листовок. Эффективным методом привлечения клиентов станет скидка постоянным покупателям и дисконтные карты.

Прибыль и окупаемость

Прибыль и окупаемость зависят от представленного ассортимента
Прибыль и окупаемость зависят от представленного ассортимента

Произвести расчет средней окупаемости бизнес-плана хозяйственного магазина затруднительно. Статьи расходов формируются на основе выбранного ассортимента товаров, площади и расположения магазина, а также количества персонала.

Ниже приведен пример расчета средней окупаемости исходя из расходов и доходов крупного магазина площадью 45 квадратных метров с персоналом в количестве 4 человек.

Таблица. Пример расходов и доходов

Годовые расходы, руб. Аренда помещения 180 000 руб.
Закупка товара 950 000 руб.
Заработная плата сотрудникам 350 000 руб.
Маркетинговые нужды 30 000 руб.
Годовой доход, руб. Продажа основного товара 240 0000 руб.
Продажа сезонных и сопутствующих товаров 120 0000 руб.

Итого, расходы не должны превышать 1,5 миллиона рублей при открытии магазина средних размеров, небольшая торговая точка обойдется ее дешевле. Хозтовары начнут окупаться в течение полугода – 10 месяцев.

Рассмотренный пример бизнес-плана приводит усредненные данные, которые варьируются в зависимости от множества факторов – региона предпринимателя, выбранного района для размещения точки продажи, наличия стартового капитала и уровня конкурентоспособности подобных магазинов в городе. При разумном подходе магазин хозтоваров станет эффективным бизнесом и позволит организовать собственную сеть.